МОУ "СОШ № 1 им.С.И.Гусева."
г.Гусев
  • Служба медиации

    Школьная служба медиации. Что это такое?

    Медиация существует так же давно, как существуют конфликты. Для разрешения конфликтов прибегали как к переговорам между конфликтующими сторонами, так и к медиации, которую можно назвать особым видом переговоров с участием нейтрального лица. Нельзя утверждать, что ранее применялась медиация в том виде, в котором она сформировалась и существует на настоящий момент. Можно говорить лишь о применении методов примирения сторон с участием нейтрального посредника.

    Понятие "медиация" происходит от латинского "mediare" - посредничать. Медиация - это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон.

    Методы медиации опираются, главным образом, на ведение переговоров в русле сотрудничества.

    Медиация - это процесс переговоров, в котором медиатор-посредник является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих сторон соглашению, в результате выполнения которого стороны урегулируют конфликт между собой.

    Решение, достигнутое самими сторонами в ходе медиации, как правило, не требует принудительного исполнения, потому что стороны удовлетворены им и заинтересованы в его исполнении.

    Медиативный подход - деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.

    Метод «Школьная медиация» - это (инновационный) метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.

    Служба школьной медиации - эта служба, созданная в образовательной организации (ОО) и состоящая из работников ОО, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

    Цель: Формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе - при возникновении трудных жизненных ситуаций (ТЖС), включая вступление их в конфликт с законом.

    Задачи:

    Создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в ТЖС и находящихся в социально опасном положении (СОП), детей их неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы;
    Создание с использованием процедуры медиации и восстановительного подхода системы профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в ТЖС и находящимися в СОП, детей их неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы;
    Внедрение новых форм, технологий и методов работы, в том числе обеспечение досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также отбывающих или отбывших наказания в местах лишения и ограничения свободы;
    Интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, создание служб школьной медиации в ОО для обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка;
    Повышении эффективности социальной, психологической и юридической помощи, оказываемой детям, в первую очередь относящимся к группам риска, существующими органами и организациями по работе с детьми, доведение стандартов их работы до уровня, отвечающего европейским стандартам, а также потребностям современного общества, оптимизация системы таких органов и организаций;
    Повышение квалификации педагогических работников ОО по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике;
    Обеспечение открытости в деятельности по защите прав и интересов детей, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для привлечения общественности в решение стоящих в этой сфере проблем и задач;
    Развитие международного сотрудничества в области применения медиации и восстановительного правосудия в ОО.
    Основа деятельности служб школьной медиации

    • Разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в ОО, проведение просветительской работы среди коллег и родителей;

    • Предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации;

    • Обеспечение формирования и обучения «групп равных»;

    • Координация действий участников «групп равных» в их работе по распространению знаний о медиации и основ позитивного общения среди младших и средних школьников;

    • Обеспечение помощи при разрешении участниками «групп равных» конфликтов между сверстниками, а также участие в роли комедиатора при разрешении конфликтов между взрослыми и детьми;

    • Использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних;

    • Использование медиативного подхода в рамках работы с детьми и семьями, находящимися в СОП;

    • Использование медиативного подхода в рамках работы по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликтной ситуации и созданию условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса;

    • Применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями КДН и ЗП;

    • Использование медиативного подхода как основы для сохранения межпоколенной коммуникации и возможности передачи главных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

    ПРИНЦИПЫ МЕДИАЦИИ:

    - добровольность;

    - равноправие сторон;

    - нейтральность (!);

    - беспристрастность медиатора (!);

    - конфиденциальность.

    Этапы медиации

    1. Вступительное слово медиатора.

    2. Презентация сторон.

    3. Дискуссия.

    4. Кокус.

    5. Формирование повестки дня.

    6. Выработка предложений.

    7. Подготовка соглашения.

    8. Выход из медиации.

    Что делает посредник-медиатор?

    Медиатор (функции):

    • анализировать конфликт, разбивая его на отдельные проблемы и выявляя реальные интересы сторон;
    • быть беспристрастным организатором, задавая тон переговоров и помогая сторонам достигать процедурных и содержательных соглашений;
    • быть активным слушателем, отделяя содержательные моменты конфликта от эмоций сторон и давая сторонам конструктивную обратную связь;
    • быть испытателем реалистичности и осуществимости, помогая сторонам выстраивать разумные и реалистичные предложения.

    Ожидаемые результаты

    • Снижение деструктивного влияния неизбежно возникающих конфликтов между участниками образовательного процесса за счет обучения взрослых основам медиации, а также обучение детей медиативному подходу и технологиям позитивного общения в «группах равных»;

    • Снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей; • Сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;

    • Формирование условий для предотвращения неблагополучных траекторий развития ребенка;

    • Повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательного процесса.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie